История создания TAGAZ
Идея создать первый в России частный автомобильный завод пришла в голову Михаилу Парамонову в конце 1990-х годов. На тот момент у него уже был опыт ведения финансово выгодных проектов. Являясь еще в восьмидесятые учредителем банка «Донинвест», к 1995 году он становится самым влиятельным предпринимателем ростовской области. Способным инициировать программу по выпуску российских автомобилей, не уступающих по качеству иностранному производителю. Недостатка производственных площадей уже не было. В оперативном владении финансово-промышленной группы «Донинвест» числились, приобретенные по приватизационной программе: Таганрогский комбайновый завод, завод «Красный Аксай» расположенный в Ростове, металлургический комбинат в Белой Калитве и азовский комбинат детского питания.
Открытие первого завода
Основной базой по производству машин, путем крупноузловой сборки, стал ростовский завод «Красный Аксай», ранее выпускавший сельскохозяйственную технику. Кстати, у предприятия уже был исторический опыт производства автотранспорта. С его конвейера в начале XX века сошло несколько десятков «Олдсмобилей».
Принцип машиностроения был достаточно простой. Ранее приобретенные в Южной Корее готовые автомобили морским сообщением доставлялись в Болгарию, где их разбирали на крупные узлы, грузили в контейнеры, оформляли как комплектующие и отправляли в Россию. В итоге: со стороны закона все выглядит правильно, таможенная пошлина минимальная, цена в России не высокая, маржа для «Донинвест» максимальная. С 1996 года началась сборка Daewoo (Nexia, Espero), уже на следующий год поток машин сошедших с конвейера ростовского завода достиг показателя в 13 200 штук, на следующий год стояла планка 25 000!
Сотрудничество с Daewoo
Плодотворное сотрудничество с корейской фирмой-производителем Daewoo получило продолжение на пустующих площадях комбайнового завода в Таганроге. Ростовские и корейские специалисты, практически за несколько месяцев, спроектировали готовое предприятие, на возведение и запуск которого ушло всего полтора года. Принцип работы вертикального заводского конвейера не имел аналогов в мировом производстве автотранспорта! Первый этаж занимался сваркой, на втором этаже шла покраска деталей, третий четвертый занимался непосредственно сборкой. Весь проект обошелся группе в 260 млн. долларов. Открытие завода приурочили к 300-летию города. Первым автомобилем, сошедшим с конвейера, стал Донинвест «Ассоль» (Daewoo Lanos). Согласно приобретенной на изготовление корейских машин лицензии, завод имел право давать выпускаемой у себя продукции свою марку и собственные имена.
Последствия дефолта
Экономический кризис 1998 года нанес сильный удар по предприятиям «Донинвеста» и их корейских коллег по бизнесу. На это время на производственных мощностях, способных выпускать 180 000 машин в год, был налажен выпуск автомобилей довольно приличного качества:
- Донинвест Кондор – Daewoo leganza
- Донинвест Орион – Daewoo Nubira
- Донинвест Ассоль – Daewoo Lanos.
Однако продажи шли плохо. По отношению к российским представителям цена была ощутимо высокая. Если на начало 1999 года «Ассоль» в базовой комплектации стоила от 10 000 долларов, то за «Оку» просили всего 1 000, а «шестую» модель ВАЗ можно было приобрести менее чем за 4 000. Поставки из Кореи прекратились, «машинокомплекты» на складах закончились. Предприятия практически встало. Однако основной акционер и инициатор производства Михаил Парамонов не сдался, он искал варианты решения проблемы, новых партнеров по бизнесу.
Деятельность после кризиса, рождение бренда «ТагАЗ»
В 2000 году предприятие, благодаря чаяниям своего главного создателя, получает второй шанс. Сначала заключен договор с группой Peugeot Citroën. Налажен выпуск Citroën Berlingo. Под маркой Донинвест, модель назвали «Орион». Договорились о выкупе необходимого оборудования с закрывшегося египетского завода, но производстве далее 1 000 единиц не пошло. Французы ушли в сторону. Следующим был корейский Hyundai. В Таганроге собрали порядка 8 000, устаревших на то время в Корее, моделей Accent. С 2003 года началась полноценная сборка, появилась версия с коробкой «автомат». В 2004 году был заявлен, также устаревший на полуострове, седан бизнес класса – Hyundai Sonata. По той же схеме завод получает право на изготовление Santa FE classic (2007 год), Elantra XD (2008 год).
В 2005 году предприятие наладило выпуск грузовика «Портер», за ним последовал автобус для городской среды «Каунти». Они дали толчок для создания Ростовского завода грузовых автомобилей.
В 2008 году, набирающие обороты ростовчане, покупают у корейской SsangYong право на изготовление моделей Musso (в дальнейшем «Роуд Партнер») и Korando (он же «Тайгер»). Выпускаются малыми опытными партиями модели фирм BYD, JAC. Развиваются отношения с Китаем – подписан контракт на выпуск модельного ряда с фирмой Vortex. Благодаря этому партнерству расширяется производство, задействованы площади комбината детского питания в Азове, имеющихся объемов уже не хватает.
На рынке появляется самостоятельная марка «ТагАЗ», в продажу поступает необходимый перечень деталей вплоть до стекол на TAGAZ любых моделей, официального поставщика. Специалисты практически никому не известного конструкторского бюро «ТагАЗ-Корея» представляют седан «Вега», который являлся результатом собственной разработки и заслужил положительную оценку от отечественного потребителя. Конечно, не обошлось и без скандала. В 2009 году компания Daewoo инициирует судебное разбирательство, обвиняя «ТагАЗ» в промышленном шпионаже. В ходе дела было установлено, что инженеры китайского конструкторского филиала пользовались украденными файлами технической документации модели Lacetti. Инженеры были арестованы, их сообщник совершил суицид. Суд обязал снять «Вегу» с производства и уплатить штраф потерпевшей корейской стороне. Эта неприятная история нанесла ощутимый удар по репутации компании, повлекший охлаждение отношений с Hyundai и прервавший партнерство.
2008 год стал определяющим и в финансовой политике компании. Несмотря на успехи и рост, полученная ранее во времена кризиса финансовая трещина дала брешь способную утопить любой промышленный флагман. Задолженность перед кредиторами приблизилась к номиналу 20 миллиардов рублей! Арбитражный суд Ростовской области принял решение рассмотреть вопрос о банкротстве. В настоящее время завод практически не работает, хоть и намерен развиваться, даже выпустил новую модель «ТагАЗ-С100» российская версия китайского JAC A138. Заявлены намерения построить филиал завода в Бангладеш на сумму 2 миллиарда долларов. Но это пока только идеи. Все указывает на то, что завод скоро приобретет нового владельца.